Рус Eng Cn Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Vaccination against coronavirus: legal issues

Maslyakov Vladimir Vladimirovich

Doctor of Medicine

Professor, the department of Surgical Diseases, Mari State University

413116, Russia, respublika Marii El, g. Ioshkar-Ola, ul. Ploshchad' Imeni V.i., 1

maslyakov@inbox.ru
Other publications by this author
 

 
Portenko Natal'ya Nikoaevna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Humanities, Medical University "Reaviz"

410012, Russia, g. Saratov, ul. Verkhnii Rynok, 10

portenko@bk.ru
Pavlova Ol'ga Nikolaevna

Doctor of Biology

Professor, the department of Safety in Railway Transport, Samara State University

443066, Russia, g. Samara, ul. Svobody, 2 V

casiopeya13@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-9945.2020.3.33965

Received:

24-09-2020


Published:

26-10-2020


Abstract: This article examines the legal issues related to voluntary vaccination against the novel coronavirus infection COVID-19. It is noted that usage of contract with regards to mandatory vaccinations against coronavirus is impossible, as from the legal perspective, signing a contract is voluntary. Therefore, it is necessary to issue the corresponding legislative act that would not only establish the responsibility, but also ensure right for protection of biological database. There is also a need to settle the matter pertaining to storage of the collected biomaterial, as well as monitoring of the process of testing mass vaccination. There are currently no legislative acts on this issue, which necessitates the development of normative legal acts thereof. The article reviews the legal issues related to voluntary vaccination against the novel coronavirus infection COVID-19. There yet multiple unresolved legal issues regarding the application of new vaccine, requirements for its transportation, and storage of biological materials. It is underlined that if a pedagogue, medical employee, or sales person are not vaccinated against coronavirus, the suspension of this category of citizens or refusal to hire is currently unlawful. This is substantiated by the fact that in order for vaccination against any infectious disease (including COVID-19) to be mandatory, it is essential to make amendments to not only the aforementioned legislative act, but also to the framework law of 11.11.2011 No. 323-FZ “On the Fundamentals of Protection of Public Health in the Russian Federation”. These legislative acts should ensure the rights of citizens for refusal of medical treatment overall, as well as refusal of preventive vaccinations in particular.


Keywords:

coronavirus, vaccination, legal issues, voluntary consent, COVID-19, mandatory preventive vaccinations, refusal of vaccinations, changes in legislation, epidemic of the disease, preventive vaccination calendar

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Начало 2020 года вошло в историю как пандемия новой короновирусной инфекцией COVID-19; ранее – 2019-nCoV, данная пандемия была вызвана вирусом SARS-CoV-2. Начало данной инфекции было отмечено в декабре 2019 года в провинции Хубэй Китайской Народной Республики. При этом новая вирусная инфекция начала очень быстро распространятся по всему миру, что привело к тому, Чрезвычайный комитет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) объявил глобальную чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения 30 января 2020 года [1]. Сложившаяся в пандемию ситуация усугублялась тем, что, как о происхождении вируса, так и патогенезе заболевания, вызванного этим вирусом было мало информации. Исследования, проведенные в этом вопросе, позволили выделить некоторые особенности, связанные с эпидемиологией заражения данным вирусом. Так, было установлено, что вирус COVID-19 чаще всего поражает пожилых людей, чаще болеют мужчины. Это может быть обусловлено тем, что у этих лиц отмечается более высокий уровень экспрессии АСЕ2 [2, 3]. Быстрота распространения инфекции, тяжесть патологии, вызываемой данным вирусом, отсутствие эффективного лечения и способов профилактики, заставили поднять вопрос о создании эффективной вакцины от данного вируса. Данным вопросом в настоящее время занимаются большинство развитых стран, однако, первой страной, которой удалось произвести и доказать эффективность разработанной вакцины от COVID-19 стала Российская Федерация.

Минздравом России в августе 2020 года была зарегистрирована первая в мире вакцина от COVID-19, которая получила название Гам-КОВИД-Вак. Данная вакцина была разработана Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени академика Н.Ф. Гамалеи Минздрава России. Вскоре после этого, начались разговоры, что население должно будет массово прививаться от заболевания, появившегося в Китае. И первоочередную вакцинацию должны будут пройти учителя, медицинские и торговые работники, т.е. граждане, которые в силу служебных обязанностей работают в местах большого скопления людей и находящиеся в профессиональной группе риска, т.к. вакцинировать все население страны сразу невозможно в силу его численности.

Однако, вопрос об общей вакцинации следует рассматривать не только с медицинской точки зрения и профессиональных рисков, но и с точки зрения современного законодательства. Юридическая оценка сложившейся ситуации, необходима для уравновешивания коллективной безопасности граждан России с одной стороны, и не нарушение прав человека с другой, которые гарантированны Конституцией РФ. В ст. 21 п.2. основного закона РФ отмечено, что «никто не может быть без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам». В данном случае, физическая неприкосновенность и право на свободу от любых посягательств, являются основными правами человека. Без защиты этих прав все остальные права не имеют никакого значения.

Что качается прививки от котонавируса, то на Совещании с членами Правительства 11 августа Президент России В.В. Путин, подчеркнул, что вакцинация является исключительно добровольной. Здесь же было отмечено, что должна быть стопроцентная уверенность в безопасности и надежности вакцины от коронавируса для лиц любого возраста.

Глава Минздрава М.А. Мурашко так же отметил, что помимо добровольности вакцинации, ведутся разработки специального приложения, при помощи которого граждане, привитые от COVID-19, смогли бы отслеживать свое самочувствие. Более того, вакцинация от коронавируса будет проводиться не всем гражданам. Необходимость в прививке будет определяться наличием в крови антител к заболеванию. При наличии высоких показателей, она проводиться не будет, поскольку организм сам сможет справляться с вирусом.

Кроме того, в законодательстве нет понятия «принудительная вакцинация». Согласно ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» говориться, что граждане имеют право отказаться от профилактических прививок. Эта же норма распространяется и на детей, мнение которых выражают законные представители. В настоящее время нет специальных требований по проведению вакцинации от коронавируса.

В законодательстве РФ предусмотрены случаи массовой вакцинации, однако, это возможно лишь в случаях угрозы эпидемии, и наступления негативных последствий. Объявление эпидемии происходит, если заболело более 5 процентов населения. В России заболеваемость коронавирусом значительно ниже, следовательно, эпидемии данного заболевания нет.

Однако, возможны определенные ограничения, предусмотренные различными законодательными и нормативно-правовыми актами в области охраны здоровья граждан. Среди прочих ограничений, возможны такие, как отказ в приеме на определенную работу и отстранение от работы, если у граждан нет профилактических прививок от инфекционных заболеваний утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».

Перечень работ, связанных с возможным риском заболевания, утвержден данным Постановлением № 825, где среди прочего отмечены: «работы с больными инфекционными заболеваниями; работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний; работы с кровью и биологическими жидкостями человека, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Согласно данному перечню не привитым гражданам, находящимся в группе риска, к которым относятся, как медицинские работники, так и работники образования, может быть отказано в приеме на работу и они могут быть отстранены от работы.

Необходимо отметить, что в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих» определен перечень заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. В настоящее время, помимо туберкулеза, гепатита В и С, малярии и других заболеваний, под номером 16, Постановлением Правительства от 31.01.2020 № 66, была включена в перечень заболеваний и коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Однако данный факт не касается прививки от коронавируса, т.к. она не входит в перечень обязательных профилактических прививок, который определен Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (далее – Приказ № 125н).

Для того чтобы вакцинация от любого инфекционного заболевания (в т.ч. и от COVID-19) имела принудительный характер необходимо внести изменения не только в вышеназванный законодательный акт, но и в основной закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В данных законодательных актах должны быть предусмотрены права граждан, не только на отказ от медицинской помощи в целом, но и право на отказ от профилактических прививок, в частности.

Следовательно, если педагог, медицинский и торговый работник не вакцинирован от коронавируса, то отстранение данной категории граждан от работы и отказ в приеме на определенную работу, в настоящее время, является незаконным.

Кроме того, не допуск к работе возможен только в том случае, если существует эпидемия заболевания, от которого нет прививки.

Массовая вакцинация от коронавируса создает и другие проблемы с точки зрения законодательства.

Это касается вопроса о защите личных данных, на распространение которых требуется согласие гражданина. Личные данные существуют в базах различных компаний и организаций, и, как эти сведения смогут быть использованы в дальнейшем, никто не знает. В настоящее время не выработаны стандарты для тестирования и вакцинации.

Как было отмечено выше, наиболее рациональным будет внесение изменений в Приказ № 125н, где прививки от COVID-19 будут плановыми и не будет необходимости дополнительно сдавать анализы слюны или крови, т.к. эти образцы могут являться биологической информацией. Сдача подобных анализов позволяет выявить дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК), которая, в свою очередь, может использоваться не только для защиты от данного заболевания, но и для проведения иных опытов. Следовательно, должен быть издан соответствующий документ, который бы гарантировал сохранность биологического материала.

Необходимость в таком нормативном акте очень важна, поскольку может возникнуть риск утечки полученных данных, которые в дальнейшем могут быть использованы страховыми и фармацевтическими компаниями в своих интересах. При этом необходимо учитывать и тот факт, что технологии не стоят на месте и активно развиваются, а, следовательно, полученные данные могут быть использованы против конкретного человека или целого народа. Поэтому процесс получения биологических данных необходимо урегулировать соответствующим нормативным актом, до того момента, когда начнется массовая вакцинация и тестирование и вся информация станет поступать в различные базы данных.

В настоящее время биологические данные собираются и хранятся исключительно по желанию конкретного лица на основании договора между определенной организацией и человеком, который предоставляет свой материал для какого-либо использования его в дальнейшем.

Если же говорить об обязательных прививках от коронавируса, то применение договора невозможно, поскольку заключение договора является исключительно добровольным действием с юридической точки зрения. Следовательно, необходимо издать соответствующий законодательный акт, в котором бы прописывалась не только обязанность, но и гарантировалось бы право на защиту биологических данных.

Необходимо урегулировать и вопрос, где будет храниться собранный биоматериал, и кто будет производить контроль за процессом тестирования массовой вакцинации. На сегодняшний день нет законодательных актов в данном вопросе, что требует разработки нормативных правовых актов, касающихся данного вопроса.

References
1.
2.
3.