Рус Eng Cn Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philosophy and Culture
Reference:

The ecophilic principle of vegetarianism

Zubkov Sergei Aleksandrovich

PhD in Philosophy

Docent, the department of Philosophy and Religious Studies, Vladimir State University

600000, Russia, Vladimirskaya Oblast' oblast', g. Vladimir, ul. Gor'kogo, prospekt Stroitelei, 3/7, of. 211

zubkov@abhinanda.elcom.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2021.8.30469

Received:

06-08-2019


Published:

23-10-2021


Abstract: The object of this research is the ecophilic and ecophobic trends in collective consciousness. The subject of this research is vegetarianism as an ecophilic and eco-theological concept. The relevance of this article lies in the fact that vegetarianism as a theoretical-practical approach towards life sustenance allows assessing and outlining the solutions to the environmental problems. Vegetarian food correlates with the ethical position, systemogenetics of law and morality, and religious attitudes. The interrelation between vegetarianism and ecology is reflected in ecophilic approach towards environment. The author leans on the general scientific theoretical methods, such as genetic, comparative, systemic, and factor analysis; and provides an overview of the thematic literature. The conclusion is made that vegetarianism can be considered an indicator of ecophilia-oriented collective consciousness. The philosophical conceptualization of the problem of vegetarianism is the problem of bioethics and environmental ethics, as well as eco-theology. The ethical outlook upon vegetarianism consists in comprehension of the value of life of the whole creation and biocentric regard to all animal organisms. The eco-theological approach is demonstrated on the example of the theory and practice of vegetarianism in Vedic culture.


Keywords:

vegetarianism, ecophilism and religion, ethics of ahimsa, sacralization of nutrition, Bhagavad-gita, sustainable development, hinduism, deep ecology, ecology of spirit, ecotheology

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В.А. Лось и А.Д. Урсул, всесторонне раскрывая проблему устойчивого развития, увязывают понятие экофильности с религиозным мировоззрением. Данные авторы, выявляя основы экофильности, указывают на четкую связь религии и общества на всех стадиях их взаимодействия. Для архаических религий ценным является осознание единства природы и человека, мотивы равновесия и сохранения живой и неживой природы. Характерная абсолютизация священного статуса природных объектов позволила ранним верованиям заложить в свою основу экофильность религии [9, с. 35].

Самыми значительными экофильными религиями на сегодняшний день являются: индуизм, буддизм, джайнизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство. Эти религии придают равновесие и гармонию для всего многообразия взаимоотношений человека с природой [7].

Одним из элементов структуры религиозной экофильности является этика ненасилия и ее существенная данность в трофическом смысле – вегетарианство.

Этика ненасилия – ахимсы, представленная в таких религиях, как индуизм, буддизм, джайнизм и других распространяет человеческое сострадание на все живые организмы. Этика ахимсы противопоставлена жестокости по отношению к животным, отрицает массовые убийства животных на бойнях ради мяса. Ахимса ведической культуры своей интенциональностью особенно благоговейна по отношению к корове, как самому известному священному животному [1, с. 38].

Усугубление экологического кризиса на Земле происходит, в том числе из-за убийства животных «ради их мяса, меха и кожи, а также для косметических нужд» [8, с. 33]. Экофобная деятельность мясоперерабатывающих предприятий негативно влияет на биосферу в целом, тем самым больше вырубается лесов, увеличиваются площади пустынь, большие сбросы отходов затрагивают воздушную и водную среды. Интенсивный выпас сельскохозяйственных животных и выращивание кормовых культур для мясного скота вызывают эрозионные процессы и истощение почвенных ресурсов.

Другая острая проблема, возникающая вследствие того, что мясоедение стало нормой жизни, состоит в устоявшемся менталитете отношения ко многим животным как бесчувственным существам, строго предназначенным на убой. Парадигма этого взгляда на жизнь глубоко укоренилась в современном обществе. Пропаганда мясоедения и реклама мясной индустрии широко распространены [6, с. 104].

Ряд медицинских исследований, обращает внимание на проблему употребления мясных продуктов в пищу. Процесс гниения в желудочно-кишечном тракте человека мяса приводит к выделению трупных ядов и отложению их в организме [10, с. 360].

Парадоксально, что в современном мире, прежде всего европейском и американском обществах, ряд домашних животных, таких как кошки и собаки, которых не употребляют в пищу, считаются чуть ли не обожествляемыми животными, у которых много прав, с ними зачастую обращаются как с полноценными членами семьи. Существует огромная «культовая» индустрия этих животных, на которых порой тратят даже больше материальных ресурсов, чем на некоторых людей. Тогда, как копытные млекопитающие, куриные и другие животные, рассматриваются, как утилитарный продут убоя. Различные антигуманные способы их умерщвления применяют на бойнях, что противоречит экологической системогенетике права и морали [12, 13, 14].

Даже несмотря на экономически более затратное производство мяса по сравнению с растительными продуктами, эти предприятия развиваются в качестве существующего социального заказа. Статистика такова, что для того, чтобы прокормить одного человека мясом, задействуется такой же по площади участок земли, что и для пропитания двадцати вегетарианцев [8]. Данный перекос в рациональном природопользовании вызывает не только дополнительные финансовые потери в экономике, но и бесхозяйственное и экофобное отношение к среде обитания и живым организмам.

Экологический дисбаланс использования большого объема зерновых в качестве питания животным, предназначенным на убой, не позволяет направлять эту растительную биомассу, для питания людей, и тем самым, способствует распространению голода. В противоположность этому вегетарианство экофильно и позволяет найти баланс рационального природопользования и стабилизации экологической ситуации в мире.

Один из западных религиоведов, исследователей вегетарианства Стивен Роузен раскрывает подход, согласно которому, вегетарианство являлось основой многих известных мировых и национальных религиях. Автор, опираясь на все авторитетные религиозные тексты, выявляет свидетельства о том, что основатели самых распространенных и влиятельных религий в настоящее время Иисус Христос и Мохамед сами были склонны к вегетарианству и учили этому других [11].

Несмотря на имплицитные указания на вегетарианство в авраамических религиях, прямые и очевидные постулаты лактовегетарианства изложены именно в ведических писаниях. В «Махабхарате», других ведийских текстах, мясоедение рассматривается как викармическая, то есть греховная деятельность, нарушающая порядок в обществе [2, с. 30]. С другой стороны через соединение религии и вегетарианского питания «Бхагавад-гита» постулирует духовное вегетарианство. Благодаря принятию освященной вегетарианской пищи, происходит совершенствование человека в ведической культуре и обеспечивается защита от кармических последствий поедания каких либо живых организмов, в том числе растений. Таким образом, этика «Бхагавад-гиты» позволяет снизить градус эксплуатации окружающей среды повысить ответственность человека за сохранение природы и установление гармонии с ней.

Индуизм, как и другие экоцентрические и биоцентрические религиозно-нравственные традиции, постулирует и раскрывает значение вегетарианского питания, проистекающего из этики ахимсы. Экофильные взгляды, изложенные в ведической литературе, отмечают положение человека в природе не как господствующего над ней, а как ответственного за все происходящие изменения в среде жизни.

Исследователь проблем экологии А.А. Горелов в своем призыве к экологическому гуманизму, подчеркивает значение смыслового содержания этого понятия и раскрывает его через этику ненасилия – ахимсы и вегетарианское питание. Также автор придает большое значение заповеди защиты коровы в индуизме [5].

В Бхагавад-гите как она есть, мы открываем ряд текстов, посвященных проблеме вегетарианства. Если обычно под вегетарианством понимают какую-то растительную диету, то Бхагавад-гита дает нам нечто большее. Исходя из анализа стихов санскрита, обозначается процесс сакрализации упомянутой проблемы. С учетом древности произведения – нескольких тысячелетий существования – можно указать на истоки духовного вегетарианства.

Диетология Бхагавад-гиты раскрывается через систему освящения пищи, через предложение мурти вегетарианских блюд. В главе карма йога Гиты мы обнаруживаем процесс ягьи – принесения пищи в качестве дара Божеству. Именно через этот процесс происходит духовное очищение человека и освобождение его от последствий кармической деятельности.

Человеческим существам, которых в Бхагавата Пуране насчитывается 400 тысяч подвидов с различным уровнем сознания, рекомендуется для очищения своего существования «йаджна-шишта» – пища, претерпевшая сакральные метаморфозы духовного освящения. Человек, следующий этому процессу, это – «санта», достигший высшего совершенства человеческой жизни [4, с. 198].

Для достижения результатов самоосознания и сосредоточенности на духовных ценностях необходимы важные качества, в том числе умеренность в питании. На это есть указание главы дхьяна-йога, в которой говорится о медитативных практиках. Йога постулирует диалектическую меру в питании. Прежде всего, это касается крайностей в принятии пищи, то есть переедания или недоедания. Чтобы избежать страданий и фобий жизни, йога предлагает упорядоченность и сбалансированность процессов питания, сна и отдыха, а также трудовой деятельности [4, с. 346].

Однако центральное звено в ряду текстов Бхагавад-гиты, посвященных вегетарианству, принадлежит «самому сокровенному знанию». Кришна так его и называет «раджа-видья раджа гухйам», царь всего знания, самая сокровенная из тайн. Суть этого подхода коренится в бхакти – любви и преданности, в подношении частей растений: листка, цветка и плода, а также химической основы жизни – воды.

Здесь перечислены следующие компоненты традиционного вегетарианства: «патрам» - лист, «пушпам» - цветок, «пхалам» - плод, «тойам» - вода. Духовное вегетарианство Гиты предполагает наличие дополнительной части – освящение вегетарианских продуктов, перечисленных здесь, которое в свою очередь невозможно без любви и преданности Всевышнему [4, с. 506].

Важнейшие законы питания, сформулированные Кришной в этих стихах, предназначены для всего человечества. В том числе в этом заключается секрет процветания и гармонии в обществе. Существует большое число диетологических, экономических и экологических преимуществ духовного вегетарианства. Однако, это предмет нового исследования.

В заключительных главах Гиты дается ведическая классификация пищи и выявляется принадлежность вегетарианства и мясоедения к ее положениям. В этих теологических текстах приводятся указания на характерные свойства пищи и ее влияние на человеческую деятельность.

Пища, может быть поделена на три категории в соответствии со своими качественными природными характеристиками, называемыми на санскрите гунами. Выделяются три такие качественные разновидности, то есть гуны и соответствующие им три вида пищи.

Первой перечисляется пища, наилучших свойств, она называется благостной. Благодаря употреблению такой пищи, человек, приобретает жизненную энергию и удовлетворение, здоровье и долголетие. Такая пища приятная на вкус, маслянистая и сочная.

Вторая по качеству разновидность – это страстная пища. Она обладает крайними свойствами: чересчур горячая, пересоленая или чрезмерно острая пища. Она способна вызывать недомогания и болезни, пищеварительные и ментальные проблемы.

Третий вид – это невежественная пища. Она не имеет выраженного вкуса и не обладает свежестью, может быть даже протухшей. Она не сулит благо человеку [4, с. 790-794].

Тем самым в Гите разграничивается «ахара» - пища по трем свойствам: благости, страсти и невежеству. Мясоедение относится исключительно к страстной и невежественной пище. Благостная пища – это вегетарианская пища, с учетом отмеченных дополнений ее приготовления. Лишь пища в благости может быть принесена в качестве дара Всевышнему, то есть быть включена в систему сакрализации вегетарианства, называется прасад [3, с. 236].

Таким образом, анализируя Бхагавад-гиту, на предмет междисциплинарной связи теологии и диетологии, мы приходим к выводу о том, что это одно из самых древних, священных писаний мира содержит в себе, в том числе свод законов питания для человечества. Без сомнения вегетарианская диета является более прогрессивной во всех отношениях. Однако она имеет существенные недостатки, прежде всего потому, что растительные организмы, также являются живыми и уничтожение их для пищи пусть в менее значительной степени, но пагубно для самого человека. Для устранения этой проблемы существует система духовного вегетарианства, которой посвящено вышеизложенное исследование.

Несмотря на дифференциацию религиозных ритуалов и традиций, вся совокупность религий мира утверждает значимость моральных основ бытия. Вегетарианство служит одним из важных биоэтических принципов человеческой жизни, базирующихся, в том числе, на религиозных нормах сострадания к живому.

Наиболее зрелая база практики духовного вегетарианства, как было отмечено выше, имеет место в индуизме. Другие древние экофильные религии, появившиеся на территории Индостана – буддизм и джайнизм на основе ахимсы постулируют вегетарианские принципы питания. Одна из древнейших религий мира – иудаизм также имеет традицию вегетарианства. Суфизм как направление ислама отмечается практикой растительной диеты. Среди современных конфессий осуществляющих пропаганду вегетарианства являются адвентизм, учения мормонов и квакеров. Однако, в целом, действует такое правило: чем более древняя религия, тем более сильна в ней практика вегетарианства.

Среди знаменитых персоналий вегетарианства выделяются ученые, философы, современные политики и звезды шоубизнеса. Среди самых известных мыслителей прошлого вегетарианцами были: Пифагор Самосский, Диоген, Сенека, Иоанн Златоуст, Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Артур Шопенгауэр, Лев Толстой, Мохандас Ганди и другие. Среди современных вегетарианцев – знаменитостей открыто пропагандирующих вегетарианский образ жизни выделяются: российский ученый-зоолог и телеведущий Николай Дроздов, британский музыкант, один из основателей группы The Beatles Пол Маккартни, итальянский эстрадный певец, киноактер, католик Адриано Челентано, американский актер и политик Арнольд Шварценеггер и другие.

В заключение следует отметить, что практика лакто-вегетарианства есть практика здорового питания, в которой есть все необходимые питательные вещества и компоненты для полноценного развития организма человека. Поэтому вегетарианское питание – это питание здравого смысла, с очевидностью необходимое современному человеку для поддержания хорошего здоровья и долголетия [15, с. 214].

Итак, отмеченные выше признаки экофильности вегетарианства и экофобности мясоедения, заставляют задуматься над решением проблем экологии. Философское осмысление проблемы вегетарианства является как проблемой экотеологии, так и проблемой экологической этики.

Таким образом, этическое наполнение вегетарианства состоит в понимании ценности жизни всего живого и биоцентрическом уважении по отношению к животным организмам. Значительный вклад в теорию и практику вегетарианства внесла ведическая культура. Из ведических знаний, приведенных в этой работе, можно почерпнуть глубокий сакральный смысл вегетарианского питания.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.