Рус Eng Cn Translate this page:  
Булавин А.В., Акимов А.Л., Старкин С.В. Стратегическое планирование и процесс принятия решений в сфере национальной безопасности Ирана

Введение

Выявление эффективной властной вертикали в принятии решений по вопросам стратегического планирования и национальной безопасности Исламской республики Иран является существенной проблемой для исследователей [8]. Неоднозначное восприятие ситуации в Иране формируется в силу существующей политической конструкции, наличия многочисленных, взаимно конкурирующих центров влияния, преобладания личностных взаимоотношений и патронажных сетей, а также непрозрачности политических процессов. В исследовательской литературе подробно рассматриваются сложности во внутриполитической жизни Ирана [10], однако намного реже встречается анализ структуры, процедур и субъектов принятия решений [37, 47].

Процесс принятия решений в сфере национальной безопасности и стратегического планирования принято определять как функцию стратегической культуры, являющейся комплексом общих убеждений и способов поведения, выработанных на основании традиционного опыта, формирующих коллективную идентичность, взаимоотношения с другими группами и определяющих адекватные средства для обеспечения безопасности. В современном иранском государстве понятийные границы, политика и стратегия безопасности, а также идентификация угроз формируются под влиянием, прежде всего, исламских (революционно-клерикальных) воззрений. Действительно, принятие решений в Иране исторически не всегда сводилось к согласованию целей и средств, а определяющий принцип, возможно вполне рациональный, по-прежнему состоит в «целесообразности», а иными словами в сохранении имеющейся политической структуры, которое, с точки зрения правящей элиты, стало синонимом «национальных интересов» [29].

В настоящей статье авторы рассмотрели ключевые институты, принимающие решения в сфере национальной безопасности Ирана, которая здесь ограничена сферами оборонной и внешней политики. В первую очередь проанализирована деятельность Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) [46] и Корпуса стражей иранской революции (КСИР).

ВСНБ является одним из главных государственных органов, в состав которого помимо высшего руководства входят также представители духовенства, высокопоставленные офицеры армии и КСИР, избранные дипломаты и политические деятели [12]. КСИР (sepah-epasdaran-etngelab-eeslami) является составной частью вооруженных сил ИРИ наряду с армией и силами охраны правопорядка (СОП). КСИР является важнейшим элементом сил безопасности исламского руководства, олицетворяя влияние не только конкретного института, но и людей, в том числе тех, кто не относится к КСИР, но занимает ключевые позиции в правительстве.

Читать статью