Рус Eng Cn Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Financial Law and Management
Reference:

Participation of Government in Business Risk Insurance

Romanova Irina Nikolaevna

PhD in Law

Head of the Department of Civil Law and Procedure at Ryazan Branch of Witte Moscow State University

390013, Russia, Ryazanskaya oblast', g. Ryazan', ul. Pervomaiskii Prospekt, 62

iromanova2019@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0765.2018.4.30490

Received:

08-08-2019


Published:

20-08-2019


Abstract: The subject of the research is the peculiarities of participation of government in business risk insurance caused by public interests. In some cases, this refers to a special category of insurers, which is proved by national expert credit agents (ESKAR, Sace (Italy), Coface (France), CESCE (Spain) and etc., in other cases this refers to support through subsidies. Both variants are widely practiced by economically developed countries. The methodological basis of the research includes a set of general research methods (dialectical method, analysis and synthesis) and special rsearch methods (formal law method). Participation of the government in business risk insurance is a common practice in cases when such risks are not viewed as commercial, thus left uncovered by usual insurance programs or insurance expenses are not allowable for entrepreneurs but they still need insurance due to potential threats and risks. In such cases, the government, in fact, ensures economic stability and encourages entrepreneurs to perform particular activities. 


Keywords:

insurance, state support, business risk, subsidy, export credit, agricultural risks, political risks, export credit insurance, business protection, public interest

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Участие государства в страховании рисков субъектов предпринимательства

Рисковый характер предпринимательской деятельности порождает объективную потребность в предупреждении и (или) минимизации негативных последствий ее осуществления. При этом наиболее эффективным средством защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов обоснованно признается страхование, роль которого неуклонно возрастает в условиях развития процессов и явлений, приобретающих глобальный характер и в силу этого делающих неэффективными или практически неосуществимыми иные средства защиты бизнеса ввиду объективных трудностей в их прогнозировании и реализации мер индивидуального предупреждении и защиты. Однако ее потенциал используется субъектами предпринимательства в России не в полной мере, что объясняется разными причинами: недооценкой значимости механизма страхования, отсутствием достаточных экономических ресурсов на его текущее обеспечение, расчетом на содействие государства в случае наступлении катастрофических рисков, недостаточной эффективностью деятельности страховых организаций, обеспечивающих его реализацию. В этих условиях особое значение приобретает участие государства в страховании рисков субъектов предпринимательства, поскольку этого требуют публичные интересы [5].

В одних случаях речь идет о страховании посредством создания особой категории страховщиков, в других – о страховании с поддержкой страхователей.

Как правило, создаваемые государством юридические лица берут на себя специфические риски: политические, инвестиционные и другие. Показательной в этом смысле является деятельность АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (АО «ЭКСАР»), созданного в качестве специализированного государственного института поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций, который включает страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров товаров (работ, услуг), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских и иностранных кредитных организаций, международных финансовых организаций, государственной корпорации «ВЭБ.РФ», а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам [3]. Избранная для осуществления данной деятельности акционерная форма существенной специфики в отношения, возникающие с участием ЭКСАР, не вносит, учитывая, что с 10 декабря 2015 года его единственным акционером является Российский экспортный центр, учрежденный Внешэкономбанком в качестве дочернего общества, а осуществление деятельности по страхованию не требует получения лицензии. К тому же ЭСКАР изначально создавался в целях практической реализации Внешэкономбанком возложенных на него функций поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (п. 8 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"» от 17.05.2007 N 82-ФЗ) [2].

В соответствии с решением, принятым 28 июля 2010 г. наблюдательным советом ВЭБ.РФ (протокол N 14, раздел 6, пункт 4), его участие в уставном капитале создаваемого акционерного общества составило 100 % и было оплачено в денежной форме из дохода, полученного от инвестирования средств Фонда национального благосостояния, в размере до 30 млрд. рублей. Предполагается, что по мере развития общества и увеличения объемов страхуемых им рисков его деятельность будет осуществляться с предоставлением финансовой поддержки ВЭБ.РФ (в виде гарантий и/или иных формах), а также государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством (бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации).

При этом полного страхового покрытия возможных убытков не предполагается [7]. Согласно п. 15 Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2011 N 964, страховая сумма по договору страхования не может превышать 90 % страховой стоимости по экспортному кредиту и (или) инвестиции при страховании предпринимательских рисков и 95 % страховой стоимости при страховании политических рисков (если решением совета директоров ЭСКАР, принятым в порядке, установленном внутренним документом общества, этот показатель не увеличен до 100 % страховой стоимости), а для целей репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации – 70 %.

Следует заметить, что покрытие государством рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности с помощью страхования получило достаточно широкое распространение и выступает в качестве важнейшего инструмента внешнеторговой политики. Не без основания считается, что подобная поддержка со стороны государства позволяет повысить его инвестиционную привлекательность, а также конкурентоспособность собственных товаропроизводителей на международных рынках. Необходимость привлечения бюджетных средств, а также обеспечения контроля за их использованием обусловливают создание соответствующих организационных структур, включенных в государственный аппарат либо наделенных необходимыми полномочиями.

Как правило, речь идет о двух- или трехуровневой модели, предполагающей создание национальных экспортных кредитных агентств (SACE (Италия), Coface (Франция), CESCE (Испания) и др.), а также учреждение новых либо наделение контрольными полномочиями уже существующих органов государственной власти. В частности, в Испании для этих целей в составе Министерства экономики и конкуренции был учрежден Комитет по рискам, включающий представителей министерств, курирующих разные отрасли экономики, а также Консорциума страхового возмещения, который осуществляет управление Резервным фондом рисков интернационализации. При этом непосредственное осуществление операций по страхованию возложено на испанскую компанию страхования экспортного кредита (CESCE), за которой был признан статус агент-менеджера, уполномоченного действовать в качестве страховщика и перестраховщика в этой сфере [4]. CESCE является акционерным обществом с преобладающим государственным участием, на долю которого 50,25% уставного капитала (45,20% принадлежит частным банкам и 4,55% приходится на страховые компании).

Следует заметить, что подобные функции компании сохраняют и после приватизации. Так, страховая компания Coface, основанная государством в 1946 году для поддержки французских экспортеров, и приватизированная в 1994 году, продолжает управлять экспортными гарантиями от имени правительства Франции. При этом она ведет свою деятельность в 67 странах, включая Россию [9]. В тоже время многие подобные структуры сохраняют сой правительственный статус. Примером тому может служить Департамент гарантирования экспортных кредитов (ECGD), являющийся британской правительственной организацией, находящейся в ведении Министерства по делам торговли и промышленности [10], а также Экспортно-импортный банк США, созданный с целью финансирования и страхования покупки американских товаров иностранными организациями [11].

Несколько сложнее организовано страхование экспортных кредитов в Италии. SACE, созданное более 30 лет назад в форме акционерного общества, полностью принадлежит Cassa Depositi е Prestiti, являющемуся одним из основных итальянских кредитно-финансовых учреждений, на 80% контролируемых Министерством экономики и финансов [12]. По сути трехуровневая модель была использована в России.

Следует заметить, что практика страхования экспорта получила широкое распространение, что побудило Организацию экономического сотрудничества и развития разработать Соглашение об официально поддерживаемых экспортных кредитах, призванное создать правовую основу для их упорядоченного использования, новая редакция которого была принята в январе 2017 г. Оно определяет в качестве мер официальной поддержки экспорта предоставление экспортных кредитных гарантий и страхование экспортных кредитов специализированными финансовыми институтами, созданными и действующими с государственной поддержкой. Об уровне развития экспортного страхования свидетельствует создание Бернского союза, представляющего собой международную организацию страховщиков кредитных и инвестиционных операций, созданную для стимулирования роста объемов мировой торговли и глобальной инвестиционной деятельности.

Сущность государственной поддержки в данном случае состоит не в создании стимулов для страхования рисков соответствующими категориями страхователей, а образовании финансовых институтов, готовых принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, малопривлекательных для других страховых компаний по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности. Данное обстоятельство в свое время позволило разработчикам Проекта Федерального закона N 521918-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков» прийти к выводу о том, что деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, осуществляемая ЭСКАР, не создаст конкуренции действующим коммерческим страховым организациям, поскольку будет направлена на оказание комплекса финансовых услуг для экспортеров и инвесторов, по которым российские коммерческие страховые организации будут не готовы предложить страховые продукты (в частности, страхование краткосрочных экспортных кредитов (до 2 лет) от политических рисков, экспортных кредитов на срок от 2 лет до 15 лет, краткосрочных рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, рисков освоения внешних рынков, инвестиций российских компаний за рубежом от политических рисков). Также было отмечено, что страховая поддержка общества, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию на более выгодных условиях финансирования, а также увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования. В соответствии с международной практикой и для обеспечения конкурентоспособности услуг общества ему может быть предоставлена финансовая поддержка ВЭБ.РФ в виде гарантий и/или в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации.

Следует отметить, что существование ЭСКАР не исключает функционирования на территории России независимых экспортных страховых агентств, получающих определенные преимущества в условиях санкционной политики ввиду наличия возможности оказания поддержки экспортерам и импортерам, попавшим под двусторонние санкции, формально не нарушая распоряжение государства [6].

Выстраиваемая в рассматриваемом случае система взаимоотношений государства, страховщика и страхователя отличается от той, что характерна для оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Прежде всего, в качестве страховщика может выступать любая страховая организация, осуществляющая сельскохозяйственное страхование и являющаяся членом Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков», куда в настоящее время входят 17 страховых компаний. Сама же государственная поддержка заключается в возмещении части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий за счет субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при наличии условия о перечислении уполномоченным органом субъекта Федерации бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, на расчетный счет страховщика в размере пятидесяти процентов начисленной страховой премии на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя [1].

Следует заметить, что сельхозстрахование с государственной поддержкой достаточно развито и за рубежом. При этом специалистами в зависимости от специфики организации такой поддержки выделяются две группы стран: 1) с доминирующей ролью государства (Канада, Греция, Индия, Иран, Филиппины); 2) с сочетанием участия государства и частных страховщиков (США, Испания, Италия, Франция, Турция, Мексика) [8]. При этом оказываемая помощь может выражаться как в бюджетном субсидировании страховых премий или страховых выплат, так и участии государства в перестраховании рисков или в формировании фондов для ликвидации убытков, вызванных катастрофическими событиями.

В целом можно констатировать, что участие государства в страховании рисков субъектов предпринимательства является достаточно распространенной практикой в случаях, когда такие риски по общему правилу не рассматриваются как коммерческие, а следовательно, не охватываются обычными программами страхования, либо расходы на страхование считаются предпринимателями неприемлемыми с точки зрения общей структуры их расходов, но потребность в страховой защите присутствует ввиду потенциальной угрозы несоразмерных потерь. В таких условиях государство по сути обеспечивает экономическую стабильность и стимулирует предпринимателей к осуществлению соответствующих видов деятельности. В России, как и во многих странах участие государства в страховании осуществляется преимущественно посредством создания специально уполномоченных страховщиков, а также субсидирования расходов на страхование.

References
1. Federal'nyi zakon ot 25.07.2011 N 260-FZ «O gosudarstvennoi podderzhke v sfere sel'skokhozyaistvennogo strakhovaniya i o vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O razvitii sel'skogo khozyaistva"» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 31. St. 4700.
2. Federal'nyi zakon «O gosudarstvennoi korporatsii razvitiya "VEB.RF"» ot 17.05.2007 N 82-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 22. St. 2562.
3. Pravila osushchestvleniya deyatel'nosti po strakhovaniyu i obespecheniyu eksportnykh kreditov i investitsii ot predprinimatel'skikh i politicheskikh riskov: Utv. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2011 N 964 (red. ot 15.06.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 48. St. 6936.
4. Ley 8/2014, de 22 de abril, sobre cobertura por cuenta del Estado de los riesgos de la internacionalización de la economía Española // URL: https://www.boe.es/diario_boe/ txt.php?id=BOE-A-2014-4328
5. Garmaeva M.A. Rol' gosudarstva v obespechenii publichnogo interesa v strakhovanii // Zhurnal rossiiskogo prava. 2012. N 3. S. 15-22.
6. Elizarov S.K. Eksportnye strakhovye agentstva: sovremennaya rol' v mezhdunarodnoi torgovle i novye napravleniya razvitiya // Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei № 4/2015. S. 35-38/
7. Smirnov I.E. Novoe v strakhovanii eksportnykh kreditov i investitsii // Mezhdunarodnye bankovskie operatsii. 2011. N 4. S. 15-22.
8. Spletukhov Yu.A. Sel'skokhozyaistvennoe strakhovanie v Rossii i za rubezhom: sravnitel'naya kharakteristika // Finansovyi zhurnal. 2018. № 1. S. 87-99.
9. URL: http://www.coface.ru/ (data obrashcheniya: 02.08.2019).
10. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/uk-export-finance (data obrashcheniya: 02.08.2019).
11. URL: http://www.exim.gov/ (data obrashcheniya: 02.08.2019).
12. URL: http://www.sace.it/en/about-us (data obrashcheniya: 02.08.2019).