Рус Eng Cn Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Administrative and municipal law
Reference:

Some Issues of Legal Regulation of Cultural Rights in International and National Aspect

Ismayilova Parvina Fazail

post-graduate student of the Department of International Private Law and European Law at Baku State University

AZ1148, Azerbaidzhan, g. Baku, ul. Z. Khalilova, 23

parvina.ismailova.67@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0595.2019.5.17240

Received:

09-12-2015


Published:

24-08-2019


Abstract: The subject of research in the article relates to issues concerning the national and international regulation of human’s cultural rights and freedoms. Attention is paid, in the article, also to the issues of further legal development in this sphere. It is noted that culture has long been one of the priority directions in the state’s development. And the state, in its turn, has an influence upon the cultural development of citizens, and creates the mechanisms of safeguarding and reproduction of cultural values. In the article, the term “cultural rights and freedoms” is studied in accordance with the Constitution of the Republic of Azerbaijan. Special attention is given to the legislative impact on the cultural sphere. It is mentioned that implementation of wide cultural activity in Azerbaijan is part and parcel of the state policy not only in the cultural sphere, but also in the field of developing human’s cultural rights. Therefore, allowing development of legal regulation of these rights in the republic is of extreme importance. In a number of countries, the principles of the state’s cultural policy are secured at the constitutional level. The author considers, in detail, some problem issues existing in the field of national and international regulation of cultural rights and freedoms, having analyzed possibilities of their removal, legal perfection, and gives relevant recommendations.


Keywords:

freedoms, the state, cultural rights, culture, constitutional law, internationa law, legislation, cultural values, economical rights, legal regulation

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Культурные права и свободы являются одним из самых важных и необходимых прав и свобод для моральной жизни человека. В теории права указанные права и свободы рассматриваются на стыке двух сфер права. Естественно, что первичные основы этих прав и свобод закрепляются внутригосударственным правом. Под внутригосударственным правом подразумеваются соответствующие законы отдельного государства (то есть конституция и соответствующие законодательные акты в этой сфере). Наряду с этим, рассматриваемые вопросы находят свое отражение также и в международном праве. Эти права, детально закрепленные как в конституционном, так и в международном праве, на самом деле классифицируются как экономические социальные и культурные права. С точки зрения более точного регулирования вопроса конституционалисты стараются отдельно комментировать культурные права. Безусловно, эти права и свободы, с точки зрения связи, схожести и многочисленности близких функций, закреплены в такой форме как в теории конституционного права, так и в международном праве.

Среди русских ученых, исследовавших эти вопросы в международном правовом аспекте именно в такой форме, можно выделить А. Х. Абашидзе, И. Б. Блишенко, Р.М. Валеев, В. А. Карташкина, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашук, Г. Е. Лукьянцева, С. В. Черниченко и др. А в европейской правовой литературе отмечают Ф. Фрасиони, М. Шейна, С. Крауза, А.Росас и других, проводивших множество исследований в сфере «культурные права человека» в международном аспекте. С этой точки зрения, следует особо выделить произведение ученого-правоведа С.Фореста «Международное право и охрана культурного наследия», опубликованное в 2010 году.

Среди русских ученых-правоведов, рассматривающих перечисленные вопросы в конституционном праве форме и проводивших современные исследования, можно отметить автора произведения «Конституционные основы культурного плюрализма в моральной жизни общества» Т. Я. Хабриева, С.Н. Бабурина – «Культурная безопасность территории», Н. В. Витрука – «Конституционный культурно-моральный статус личности», И. А. Краветски – «Конституционный мультикультурализм» и других. А одним из широко используемых произведений в России в процессе обучения является учебник Н.А. Богдановой «Система науки конституционного права», изданный в 2001 году. В то же время, особо следует отметить учебник ученого-правоведа В.Е. Чиркина «Конституционное право зарубежных стран», которое также было переведено на азербайджанский язык. З.А.Аскерова, Ф. Нагиева можем назвать среди ученых, давших такую же классификацию в азербайджанской юридической литературе.

Несмотря на то, что все вышеперечисленные авторы комментировали культурные права в связи с социальными и экономическими правами, становится ясно, что среди них большинство составляют ученые, которые в своих различных произведениях анализируют эти права как специальную группу.

Некоторые ученые, обращаясь к этому вопросу в международном правовом аспекте, справедливо опираются на «Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах», принятый в 1966 году на международном уровне. Мы должны также отметить, что Азербайджанская Республика ратифицировала вышеупомянутый юридический акт 13 августа 1992 года. Также 25 сентября 2009 года наша страна в ходе 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в рамках традиционного ежегодного заседания ООН, подписала «Факультативный Протокол Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах».

В результате, с октября 2009 года Азербайджан стал одной из первых стран, которая присоединилась к «Факультативному Протоколу Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах». С точки зрения классификации, мы также не можем отрицать связь культурных прав с социальными и экономическими правами. Каждый индивид общества может реализовать свои культурные права и свободы в зависимости от своего экономического и социального положения. С точки зрения углубления классификации, мы в этой статье постараемся проанализировать проблемные вопросы в национальном и международном правовом регулировании культурных прав и пути их устранения.

Прежде всего отметим, что, если мы используем термин культурные права и свободы в этой форме, в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики к ним должны быть отнесены также «право интеллектуальной собственности» (Конституция АР статья 30), «право на культуру» (Конституция АР статья 40), «право на образование» (Конституция АР статья 42) и «свобода творчества» (Конституция АР статья 51). Так как предметом исследования статьи являются именно вопросы национального и международного регулирования, то регулирование отношений, возникших в связи с пунктом «свобода творчества» не рассматривается. Мы должны отметить, что во многих случаях ученые в сфере юриспруденции, рассматривают значения понятий «культура» и «творчество», как очень близкие. Наряду с этим, есть ученые, рассматривающие понятие «творчество» в составе понятия «культура». В любом случае, здесь нельзя исключать взаимосвязи. Потому что, благодаря творчеству, культура развивается и обогащается. Исходя из этого, мы просто постараемся проанализировать культурные права в конкретной форме с точки зрения разграничения прав и свобод и выявления юридических проблем, которые могут возникнуть. Рассматривая права, которые по конституции Азербайджанской Республики являются культурными в национальном и международном аспекте, в статье также уделяется внимание вопросам дальнейшего юридического развития в этой сфере.

Культура, будучи духовной и материальной, делится на две части. Сюда относятся множество отнюдь не связанных между собой категорий, начиная от памятников архитектуры до нравственности, формировавшейся на основе многовековых традиций.  В связи с этим, ученый З.Аскеров отмечает, что культурные права на практике словно растворяются внутри других прав[1]. И действительно, культурные права направлены на то, чтобы человек имел возможность достойно развиваться в обществе. Статья Конституции Азербайджанской Республики под названием «Право на культуру» регулирует этот вопрос следующим образом: «Каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, использовать культурные учреждения и культурные ценности». Во втором пункте статьи отмечается: «Каждый должен с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры. Ссылаясь как на эту статью, так и основываясь на опыте международного права, мы считаем более целесообразным выдвинуть на передний план некоторые вопросы, связанные с культурными правами.

Как известно, 2 октября 2008 года Азербайджан присоединился к Факультативному Протоколу Конвенции «О правах инвалидов», и в связи с этим был принят закон Азербайджанской Республики. Но наша страна не ратифицировала «Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям» (Марракеш, от 17 – 28 июня 2013 г).

В связи с этим, свою озабоченность выразила и Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности. На первом отчете Комитета по правам инвалидов относительно Азербайджана от 10 апреля 2014 года из итоговых рекомендаций становится ясно, что Комитет приглашает страну-участницу, то есть Азербайджан, в возможно короткий срок подписать, ратифицировать Марракешский договор и принять меры по его внедрению. Также следует отметить, что Агентство по Авторским Правам Азербайджанской Республики, активно участвуя на конференции по принятию вышеназванного договора в 2012 и 2013 годах, было избрано членом Мандатной комиссии и Комитета Редактирования Всемирной Организации Интеллектуальной собственности.

Многосторонняя деятельность в сфере улучшения жизни детей с физическими и психическими нарушениями, которая осуществляется при большой поддержке и руководстве Фонда Гейдара Алиева в последние годы в Азербайджане, включает в себя также улучшение условий жизни детей с нарушениями зрения или слепых и создание для них необходимых условий (примечание: Начиная с 2005 года Фонд Гейдара Алиева реализует проект Обеспечения доступа слепых и слабовидящих людей к информационно-коммуникационным технологиям. Между Фондом Гейдара Алиева и Программой развития ООН были подписаны соглашения о сотрудничестве относительно обеспечения доступа слепых и слабовидящих людей к Информационно-Коммуникационным Технологиям. Целью проекта являлось расширение правомочий людей с физическими недостатками в обществе, содействие в расширении возможностей получения информации и знаний. В рамках проекта были созданы ИКТ-центры как в столице, так и в регионах Азербайджана. В центрах были созданы ИКТ-классы, локализовано программное обеспечение, подготовка учебно-образовательных программ и установлена деятельность аудио студии и библиотеки с технологическими моделями, разработанными специально для слепых и слабовидящих людей[2]). Эта дальновидная деятельность, как идеальная модель, пожалуй, могла бы быть принята и использована во всем мире.  

С практической точки зрения, в случае реализации широкой деятельности на подобном уровне, основываясь на конституционных и международных юридических актах, для нашей страны считается целесообразным совершенствование вопросов правового регулирования в этой области, в контексте международного права.       Безусловно, если в стране на таком уровне оказывается поддержка уязвимым группам населения, уделяется большое внимание их культурному наследию, очень важно совершенствование также и правовых основ этих вопросов. Многочисленные международные правовые акты и опыт других стран наглядно подтверждают наше мнение.  

Учитывая главным образом интересы таких социальных групп, как инвалиды, в особенности, детей-инвалидов, пожилых людей, беженцев, мигрантов, лиц без гражданства и лиц, ищущих убежище, мы хотели показать насколько значим «Марракешский договор для улучшения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями к восприятию печатной информации и опубликованным произведениям».

В связи с этим, мы полагаем, что ратификация государствами в скором времени вышеупомянутого Марракешского договора от 2013 года очень важна и необходима. Это относится ко многим странам мира, также и к Азербайджану. Ратификация такого международного юридического акта дополнит деятельность, реализуемую в нашей стране в этой области, с точки зрения юридического регулирования. Этот договор, обеспечивающий международную защиту культурных прав (в особенности, права на образование) уязвимых групп, является одним из основных приоритетов для всех государств. Стремительное развитие Азербайджана в сфере культуры (в государственной политике, реализуемой в этой сфере) наблюдается весьма отчетливо.

Мы можем перечислить множество важных нормативных документов принятых в последние годы: «Государственная программа по развитию Азербайджанской культуры», «Государственная программа по развитию библиотечно-информационной сферы в 2008-2013 гг.» (от 6 октября 2008 года), «Особый план мероприятий по ремонту по современным стандартам музеев, действующих в регионах, по обеспечению их необходимым оборудованием и экспонатами», подтвержденный постановлением Президента от 22 мая 2009 года, постановление 20 февраля 2007 года «О развитии киноискусства в Азербайджане», «Государственная программа о развитии азербайджанского кино на 2008-2018 годы» и др.

Должны отметить, что начало вещания канала «Культура» на базе Закрытого Акционерного Общества Азербайджанского телевидения и радиовещания, проведение различных музыкальных конкурсов в Азербайджане, особый интерес к музыкальным жанрам - и к мугаму (национальный жанр музыки), и к национальному классическому и инструментальному исполнению, или же к другим видам исполнения, создание Международного Центра Мугама, победа на песенном конкурсе Евровидение и т.д., Усовершенствование деятельности музеев и выставок, создании современных музеев с целью пропаганды культуры страны, популяризации азербайджанской культуры и музыки за рубежом, создание условий для ознакомления с образцами мирового искусства в Азербайджане, публикации материалов на эту тему и их распространение за границей и т.д. являются основными показателями стремительного развития культуры в Азербайджане и внимания, оказываемого государством этой сфере.

Мы также можем констатировать, что посредством всего вышеуказанного государство напрямую занимается развитием и поддержкой культурных прав и свобод населения Республики. Конечно же, с практической точки зрения, учитывая реализацию такой широкой деятельности в сфере культуры, а также то, что эти направления являются неотъемлемой частью государственной политики в сфере культурных прав человека, чрезвычайно важно сделать уточнения в основном законе страны, чрезвычайно важно дать развитие правовому регулированию этих прав.

С этой точки зрения, еще одним важным моментом, требующим внимания, является усовершенствование конституционного юридического регулирования вопросов, касающихся культуры. Следует отметить, что в «Законе Азербайджанской Республики о Культуре» от 21 декабря 2012 года, в разделе основных понятий дается следующее определение слова «культура»: «Культура – совокупность черт, которые определяют материальную, моральную, интеллектуальную и эмоциональную специфику общества или социальных групп, охватывают образ жизни людей, правила их совместного проживания, систему нравственных ценностей, включая литературу и искусство». Вышеупомянутый закон, так же как и это понятие, содержит емкое значение деятельности и государственной политики в сфере культуры. Закон «О культуре» в этом отношении, охватывая в нужной форме реализуемые направления деятельности и смысловое содержание слова, учитывает стандарты, существующие в международных актах.

В целом заметим, что в сфере культуры наряду с законом «О культуре», создана и достаточно совершенная нормативно-правовая база. В этой сфере следует указать следующие важные нормативно-правовые акты: Закон Азербайджанской Республики «О рекламе» от 3 октября 1997 года, Закон Азербайджанской Республики «Об охране исторических и культурных памятников» от 10 апреля 1998 года, Закон Азербайджанской Республики «О музее» от 24 марта 2000 года, Закон Азербайджанской Республики «О библиотечном деле» от 29 декабря 1998 года и др.

Как мы неоднократно упоминали выше, есть особая необходимость в введении определенных уточнений в конституцию, являющуюся основой национального правового регулирования. Сегодня, опираясь на наличие концепции «культуры» в содержании конституционно – правовых норм Азербайджанского конституционного права, создан конституционно-правовой институт культурного развития страны, определены его основные параметры и сферы воздействия его норм. Нормы этого института, наряду с реализацией государственной культурной политики в интересах обеспечения устойчивого развития, направлены на регулирование отношений, возникающих в определении границ общественного вмешательства в индивидуальное развитие человека.

 В связи с этим сегодня определены все содержательные составляющие института, отмеченного в основном законе Азербайджана. Даже, если проведем определенные сравнительные анализы и за основу возьмем практику Европы и Ближнего Востока, то в этом случае увидим, что, с теоретической точки зрения, есть необходимость определения некоторых принципов на конституционном уровне. Например, принцип определения единства культурного пространства и др. Эти и другие принципы культурного развития могут считаться очень подходящими и значимыми в соответствии с политикой, проводимой азербайджанским государством.

Подытоживая хотим подчеркнуть, что с учетом деятельности, реализуемой азербайджанским государством и результатов достигнутых в этой области, с учетом того, что культура является неотъемлемой частью государственной политики, а также принимая во внимание международный опыт (имеется ввиду конституции разных стран), включение понятия «культура» в преамбулу Конституции Азербайджанской Республики считается целесообразным. Подходы к конституционным приоритетам развития культуры, преобладающие в конституции, закреплены в общей форме в разделе прав и свобод человека и в отдельных ее частях. Так как сегодня в Азербайджане культурная политика реализуется на высоком уровне, крайне важно, чтобы эти вопросы находились также среди социальных функций государства.

Как известно, в преамбуле Конституции Азербайджанской Республики перечисляются 6 целей государства. Однако именно среди них нет понятия «культура». Этот вопрос может быть добавлен в преамбулу, как новая цель в следующей форме: «Обеспечение участия каждого в культурной жизни и реализация государственной политики в сфере культуры». Было бы целесообразно ввести эту поправку после цели «обеспечение достойного уровня жизни в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком».

Основываясь на культурную политику, реализуемую государством, крайне важно расширение круга полномочий Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (Парламента), Кабинета Министров Азербайджанской Республики и муниципалитетов в сфере культурной политики, так как это повлечет за собой дальнейшее развитие культурных прав и свобод человека в стране.

[1]   «Конституционное право»: учебник / З. А. Аскеров; науч.ред.: М.Н.Алескеров - Баку: 2006. - стр. 246;

[2] Отчет деятельности Фонд Гейдара Алиева за 2004-2014 гг. Баку, 2014, стр. 85

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.